Дурацкие мифы
За время своего существования человечество изобрело множество мифов. Как религиозных, так и бытовых. Первые трогать не будем, чтобы не обижать верующих. А вот вторые часто выступают регуляторами нашей жизни и поведения, и в этом качестве становятся элементами «общественной морали». Но мораль штука такая сложная… и в историческом плане такая изменчивая… хотя очень многие норовят выставить ее неким абсолютом.
Ну, приведу пример. В давние, очень давние времена каннибализм вовсе не считался аморальным. Собственных стариков-родителей племя съедало без всяких угрызений совести. А уж сожрать пленного врага — вообще было святое дело. И было это вполне оправдано экономически — от стариков племени проку никакого, долгой зимой кормовая база слабая, не съесть предков часто означало погибнуть всему племени. Вот и кушали за милую душу. И являлось это если и не вполне нравственным актом, то уж во всяком случае нравственно нейтральным.
C тех пор общество подросло, экономика слегка поправилась, и обедать ближними как-то вышло из моды. Человечество так зажралось, что даже свежезамоченными (в сортире или не в сортире — не важно) врагами стало брезговать. А казалось бы — свежее мясо! И не то, чтобы невкусно (хотя я не пробовал), но — аморально. Поджарить на электрическом стуле — это сколько угодно. Но чтобы слопать — ни-ни!
Этот глобальный пример РАЗВИТИЯ морали я взял нарочно, чтобы сразу и повыразительнее показать, что историческая изменчивость морали есть ее коренное свойство. Можно этих примеров сотни привести, только к выводу они ничего не добавят, а выразительность у них по сравнению с этим примером явно хромает.
Нам важно вот что: моральные нормы штука в принципе полезная, но время от времени их перетряхивать и пыль выбивать — тоже полезно. И это вовсе не всегда означает «разрушать моральные устои общества». Скажем, пропагандировать промискуитет (неупорядоченные половые связи, если кто не в курсе) в XXI веке — это разрушать, да. Но переосмыслить всю сферу половых отношений и осмысленно отказаться от неразумных или явно нелепых норм — это поднять общественную мораль на новый уровень.
Можно, конечно, и подождать пока она сама поднимется — как в случае с каннибализмом. Но само по себе произойдет-то это не раньше, чем а) экономические условия сложатся; б) самая тупая часть населения (то есть, мы, дураки) дозреет до нового уровня. Причем вторая часть требует гораздо больше времени. А если пытаться делать это осмысленно и целенаправленно, то процесс можно значительно ускорить.
Вот в данном разделе сайта этим мы и займемся.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.